13 мая 2016 года доцентом кафедры конституционного (государственного) и административного права Абдулазизовой Ф.Г. было проведено открытое семинарское занятие по дисциплине административное право по теме «Административные наказания» во 2 группе ПОНБ 2 курса СКФ РПА МЮ РФ.
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер, которые применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) и существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.
Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.
Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Методическая разработка открытого практического занятия по дисциплине административное право составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология.
Применение современных образовательных технологий на занятиях «Административное право» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Административное право» и смежных общеобразовательных дисциплин.
Тема: «Административные наказания»
Цель интерактивного занятия заключалась в организации мыслительной деятельности студентов с целью применения полученных знаний при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм, развитии познавательных способностей и активности, самостоятельности, творческой инициативы, ответственности, формирование навыков работы в команде, повышение интереса к специальности и дисциплине «административное право»
Тип занятия – практическое занятие с применением интерактивных форм обучения
Вид занятия – деловая игра
Методы обучения — Словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: Групповая
Задачи:
- Анализ отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с целью выявления пробелов в действующем законодательстве.
- Выработка предложений по устранению пробелов отдельных положений КоАП РФ с их обоснованием
Ожидаемые результаты:
— правильно употреблять основные правовые категории и термины;
— характеризовать основные черты, виды и общие правила назначения административных наказаний;
— выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, решения правовых задач (на примере конкретных жизненных ситуаций)
План занятия
Вступительное слово преподавателя: цель и задачи практического занятия, а также краткое информационное сообщение по рассматриваемой теме
- Разбивка группы на 2 команды: «Легион» и «Лидер», выбор капитанов команд
- Самопрезентация команд (название команды, девиз)
- Брейн-штурм
- Задания для команд
- Крокодил
- Инсценировка административного правонарушения
Ход занятия
Открытое практическое занятие началось с сообщения темы занятия, формы его проведения и краткого информационного сообщения по теме открытого практического занятия
Группа была разбита на 2 команды, каждая из которых представила самопрезентацию(название команды, девиз и выбор капитанов команд)
- Брейн-штурм
Каждая из команд представляет стикеры с вопросами по рассматриваемой теме по количеству членов команд. Команды обмениваются стикерами и члены каждой из команд отвечают на вопросы, указанные в стикерах, представленных другой командой.
- Задания для команд
Каждой из команд представляются картинки презентационного характера. демонстрирующие административные правонарушения.
Задача каждой из команд заключается в квалификации административного правонарушения по КоАП РФ, выделении 4 элементов состава административного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
3.Игра «Крокодил»
Каждая из команд представляет представителю другой команды стикеры с загаданными словами по рассматриваемой теме, который впоследствии пытается объяснить жестами указанные слова своей команде.
Смысл игры заключается в том, чтобы отгадать загаданное другой командой слово.
Задача игры заключается в изображении загаданного слова без слов и звука, с помощью жестов и пантомимы. Члены команды могут задавать наводящие вопросы и предлагать свои варианты, пытаясь угадать слово. При этом игрок, демонстрирующий слово может только кивать в знак согласия, не издавая при этом не звука.
5.Инсценировка административного правонарушения
Каждой из команд дается задание подготовить сценку, в которой демонстрируется административное правонарушение. Одна из команд показывает свою сценку, другой команде дается время для квалификации правонарушения, представленного в сценке и разбору по составу указанного правонарушения
Команда «ЛЕГИОН»: инсценировка мелкого хищения с вовлечением в совершение правонарушения несовершеннолетнего лица, а также нарушение правил продажи алкогольной продукции, т.е. продажа алкогольной продукции в ночное время несовершеннолетнему лицу
Команда «ЛИДЕР»: инсценировка управления автотранспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения и составление должностным лицом полиции протокола об административном правонарушении с нарушением процедуры составления и содержания протокола об административном правонарушении. Указанный протокол об административном правонарушении представляется другой команде для обнаружения погрешностей и ошибок в его содержании и самой процедуре его составления.